Эндрю Сэмюэлс (Andrew Samuels)

Профессор Эндрю Сэмуэлс был одним из первых юнгианских аналитиков, посетивших тогда еще Советский Союз в 1983. Он известен на международном уровне своими исследованиями в области политики, мужественности, отцовства, а также вопросов духовности. Он был председателем британского Совета Психотерапии, основателем Совета Психотерапевтов и Консультантов (Великобритания), Тренинговый аналитик Общества Аналитической Психологии (SAP) в Лондоне. Его книги издаются более чем на 20 языках, среди которых: «Юнг и постъюнгианцы», «Критический словарь юнгианского анализа», “Тайная жизнь политики” и др. Профессор Университета Эссекса (Англия), преподает в Лондоне, Нью-Йорке, Макао. Великобритания, Лондон.

andrew@andrewsamuels.net

www.andrewsamuels.com

 

Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в сегодняшнем юнгианском анализе

PP 1

ВВЕДЕНИЕ

Я рад, что мне посчастливилось выступить на мероприятии, посвященном Вашей 20 годовщине. Я до сих пор помню, как в 1983 году приезжал в город, который тогда назывался Ленинградом. Полагаю, я был одним из первых приехавших юнгианских аналитиков.

Я получил квалификацию как юнгианский аналитик в 1974 году, что случилось 46 лет тому назад, поэтому всю свою взрослую жизнь я провел в юнгианском и пост-юнгианском мире. И будущее этого мира мне глубоко небезразлично.

Мне повезло, и за эти годы я посетил достаточное количество стран с лекциями и семинарами. Недавно я состоял в организационно-консультативной рабочей группе Международной Ассоциации Аналитической Психологии о положении юнгианского анализа в мире, поистине показательной группе во главе с Мартиной Стоуном, и этот опыт также подскажет Вам, о чем я буду говорить сегодня. Возможно, моя позиция не вполне британская.

Также я был членом Совета Основателей Международной Ассоциации Реляционного Психоанализа и Психотерапии, поэтому я могу помочь Вам понять, как нас, юнгианцев, воспринимают в рамках современного психоанализа.

Хотя в этом докладе присутствует много противоположных мнений, и он призван инициировать дебаты, я использую в нем серьезную методологию. Она называется SWOT (СВОТ) – сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Этот метод был разработан в мире организации и бизнеса и является испытанным и апробированным методом оценки состояния любой организации (обычно корпорации или подразделения компании).

Здесь этот метод используется применительно к профессиональной сфере. СВОТ-анализ замечателен тем, что он позволяет нам взглянуть как на внутренние, так и на внешние факторы, а также использовать один и тот же фактор в более чем одном списке. Что-то может быть одновременно как сильной, так и слабой стороной. СВОТ систематизирует разные моменты, СВОТ помогает контролировать тревожность и дает возможность поразмышлять. В конце концов, лекция о «будущем чего угодно»  мгновенно создает тревожность. Мне, как хорошему юнгианцу, также нравится тот факт, что здесь присутствуют 4 заголовка, quaternio (нем. комплекс из четырех элементов), которое столь часто встречается в работах Юнга.

Возможно, некоторых из Вас слегка удивит, что методология, возникшая в коммерческом мире, используется в такой лекции. Что ж, откровенно говоря, хорошо разбираясь в исследованиях по психосоциологии и психоанализу, я действительно вижу аналитическую психологию как своего рода коммерческое предприятие, которое соревнуется с другими модальностями психотерапии, и которое подчиняется не только Zeitgeist (нем. Духу времени), но также законам и правилам, касающимся медицинских специальностей. Помните, мы платим налоги с наших доходов!

Помимо того, что IAAP, которая представляет юнгианскую психологию, является всемирной бизнес-организацией, она еще и являет собой в некотором роде разновидность западной империалистической организации, наполненной продавцами. А что хуже всего, мы можем выглядеть как миссионеры, несущие свою веру неверным в рамках цивилизаторской миссии, каковыми считали себя колониалисты. Но, возможно, мы предпочитаем идентифицировать себя просто с достойными похвалы проводниками идей, которые хороши так же бесспорно, как вакцины? Это изображение медицинской миссии начала XX в. в поселении для больных проказой. Интересно, как аудитория отреагировала именно на такой выбор иллюстрации применительно к современной «миссии» аналитической психологии?

PP2 СЛАЙД С МИССИОНЕРАМИ

Будь мы церковной, бизнес- или медицинской благотворительной организацией (психика без границ), в любом случае СВОТ-анализ работает эффективно.

Однако важно помнить, что все те чудесные вещи в юнгианском анализе, про которые мы, как юнгианцы, знаем, что они истинны, могут оказаться вовсе не сильными сторонами, каковыми мы их считаем. Либо их опровергают люди за пределами нашего мира. Таким образом, наши взгляды, возникшие из идей о духе и душе, и наши поиски смысла и цели жизни  не являются сильными сторонами с точки зрения этого упражнения. Разумеется, мы сами видим их как сильные стороны. Но мы живем в пузыре, может быть, даже в гетто.

Точно также, многие из тех слабых сторон, о которых я буду говорить, покажутся юнгианцам несправедливой, неправильной, персоналистической, невежественной пропагандой.  Но помните, что это все равно слабые стороны в глазах наших критиков, что бы мы сами об этом ни думали.

Прежде чем углубиться в свой доклад, я бы хотел попросить Вас сыграть в небольшую игру. Представьте себе, что вы подумываете вложить деньги в организацию, которая называется «аналитическая психология». Я имею в виду игровую версию финансовой инвестиции. Что бы Вы сделали?

Как бы Вы оценили жизнеспособность подобной инвестиции по шкале от 1 до 10, где 1 означает, что Вы бы не стали в это ввязываться, а 10  — что Вы видите в этом великолепные возможности и намерены брать быка за рога. В самом конце я попрошу Вас пересмотреть свою оценку. Это просто экспериментальное упражнение  или игра, в которую моно поиграть 3 минуты с Вашими соседями…  

Ну, что ж, приступим к нашему СВОТ- процессу и начнем с «сильных сторон».

 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

Клинический подход

Транссексуальность

Полиамория (многолюбие)

Юнг как человек

PP3 ТЕКСТОВЫЙ СЛАЙД ПРО СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

 Первая сильная сторона – клиническая. Юнгианский анализ и психотерапия занимают очень интересное и значимое серединное положение в сегодняшнем спектре разных видов терапии. (Я не буду тратить время на те аспекты, которые разделяют нас, юнгианцев, такие как: количество сессий в неделю, кушетка или стул, перенос и т.п.).

Поскольку, в общих чертах, сильная сторона юнгианского подхода заключается в том, что он охватывает многие другие.  Например, в наши дни часто обращают внимание на общности между аналитической психологией и неврологией, причем не только юнгианцы, а иногда и сами неврологи!

Связи между юнгианским и гуманистическим подходами настолько хорошо известны и волнующи, что пару лет назад Конфедерация Аналитической Психологии провела аншлаговую конференцию, посвященную им обоим. Конференция продемонстрировала плодотворную значимость юнгианского анализа для телесной психотерапии, психосинтеза, экспрессивной арт-терапии и трансперсональной терапии.  Основатели телесной терапии и арт-терапии в этой стране часто проходили юнгианский анализ.

Взаимоотношения с психоанализом слишком сложны, чтобы описать их в двух словах прямо сейчас, но я скажу пару слов об этом, поскольку в течение 15 лет я был членом Совета Основателей в Международной Ассоциации Реляционного Психоанализа и Психотерапии.

В психоанализе (а, возможно, это справедливо также, в отношении более широкого спектра сегодняшних видов терапии) произошел «реляционный поворот». Наблюдается рост реляционного психоанализа, начавшийся в Нью-Йорке. Мне повезло, и я находился у самых истоков, прослужив в этой области 15 лет.

Наконец-то постепенно начали признавать роль Юнга, как пионера реляционного подхода. Это серьезная сильная сторона. Как и нынешние нью-йоркские реляционные теоретики, Юнг полагал, что анализ включает в себя обоюдную трансформацию и является «диалектическим процессом». Юнг, как и реляционные психоаналитики, утверждает, что анализ – это «встреча, дискуссия между двумя психическими целостями, в которых знание используется лишь как инструмент». Юнг говорит, что аналитик – это «соучастник анализа». Он часто делает фокус на «реальных отношениях», и его позиция очевидна: «В реальности все зависит от человека, и мало что зависит от метода». Те из реляционных психоаналитиков, которые не отмахнулись окончательно от Юнга и юнгианцев (по причинам, о которых я скажу чуть позже), по-настоящему ценят связь с Юнгом.

Релиционисты предпочитают видеть ситуацию, как это показано на моей диаграмме, иллюстрирующей аналитический процесс. Это моя самая недавняя усовершенствованная версия знаменитых юнговских «скотных ворот». Вы видите связи между сознательным и бессознательным, а также между двумя бессознательными, присутствующими в терапевтической комнате. Обычно я добавляю еще два вида взаимоотношений – между каждым участником и его опытом в этом мире, в обществе. Может быть, разумно сказать, что многие терапевтические отношения не являются чем-то одним.

PP4 СЛАЙД С ДИАГРАММОЙ

Вторая сильная сторона, на которой я хотел бы остановиться, это современный феномен, известный как «транс», означающий все, что связано с транс-сексуальностью. Это становится серьезной и сложной международной проблемой, как клинической, так и культуральной.

Мне необходимо сделать небольшое отступление, чтобы признать сложность положения в Вашей стране. В России транссексуалов классифицируют как психически больных людей, что не согласуется  с общим руководством по диагностике Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), которая в мае 2019 года пересмотрела свою позицию и классифицировала гендерную неконгруэнтность как сексуальное здоровье, а не как поведенческое расстройство. Не существует официальной статистики о количестве трансгендерных людей в России, но эксперты полагают, что по стране их насчитывается 15.000, что составляет примерно 0,1% населения.

Полиция и законодательство не особо дружественны по отношению к транссексуалам, но согласно «Москоу Таймс» за август 2019 года, и эти данные подтвердила BBC, есть признаки того, что ситуация меняется. В апреле одна издательская компания Санкт-Петербурга снова приняла на работу тансгендерную женщину и выплатила ей эквивалент заработной платы за 2 года в результате первого известного в России судебного разбирательства, которое признало дискриминацию трансгендерного сотрудника на рабочем месте. А опрос, проведенный независимым центром Левада в мае показал, что поддержка ЛГБТ сообщества в России увеличилась.

Теперь я вернусь к обсуждению этой специфической сильной стороны юнгианского анализа. Я думаю не только над заявлением, что индивид может сам выбирать себе пол, но и над растущим разнообразием видов гендерного поведения, доступного для мужчин и женщин, а также над широким спектром ныне доступных сексуальных стилей и стилей взаимоотношений. Также я думаю о замысловатом и разнообразном исследовании всех этих «транс» в консультационной комнате.

Однако нам не стоит забывать о том, что не только в России, но и во многих других странах имеются обстоятельства, которые подвергают риску людей, которые не являются традиционно гетеронормативными.

В течение многих лет я придерживаюсь точки зрения, что идеи Анимуса и Анимы можно понимать как нечто стремящееся в изменчивом гендерном направлении. Несколько лет назад я писал об этом в широко растиражированной статье в газете «Гардиан». Не только анатомическое строение не является неизбежностью, но и превосходство выбранной анатомии у личности все больше подвергается сомнению. Все эти ситуации понимаются многими современными пост-юнгианскими аналитиками как феномен души, а не признаки психопатологии.

Вот что я назвал бы классическим юнгианским транс-образом из алхимических гравюр в Психологии Переноса:

PP5 СЛАЙД С ДВУХГОЛОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Идем дальше. Вот несколько тревожащий и наводящий на размышления физический образ трансcексуала. Тревожащий, на мой взгляд, он потому, что он иллюстрирует то, чего мы, терапевты, можем избежать, а именно, эксплуатации и даже идеализации транссексуальности. Фальшивой транссексуальности.

PP6 СЛАЙД С ПОДДЕЛЬНОЙ ТРАНССЕКСУАЛКОЙ

Давайте немного отвлечемся от феномена транссексуальности. В общих чертах, Анимус и Анима, как нечто «отличное» от того, что как будто бы существует или чему позволено существовать, существенно расширяет гендерные роли.

Например, вот фотография женщины-боксера, поразительной британской олимпийской чемпионки и чемпионки мира Николя Адамс:

PP7 НИКОЛЯ АДАМС

Для гендерного равновесия приведу картинку заботливого отца:

PP8 ЗАБОТЛИВЫЙ ОТЕЦ

А вот фотография женщин, вовлеченных в качестве женщин в политическую акцию, а именно в протест против американского ядерного оружия в британском Greenham Common в 1982 году. Интересно посмотреть на расположение их тел и позы:

PP9 ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ —GREENHAM COMMON
(прим. переводчика: это серия лагерей протеста, созданных для протеста против размещения ядерного оружия на станции Королевских ВВС Greenham Common в Беркшире, Англия)

 

В наше время в западном обществе мы наблюдаем взрыв в разнообразии существующих стилей отношений. Вариативность в интимных отношениях. Юнг и здесь был пионером, особенно  в том, что сейчас называется «полиамория» (многолюбие). Это означает соглашение между участниками пары, что один из них или оба могут иметь отношения, в том числе сексуальные, с другими людьми. Мне вспоминается полиаморный треугольник между Юнгом, Эммой Юнг и Тони Вульф. Эти фотографии Тони, а также Эммы и Карла не известны широкой публике и взяты мною из классической биографии Дейрдри Бэйр (Deirdre Bair).

Когда я сравниваю Юнга и Фрейда, нетрадиционность Юнга кажется мне привлекательной чертой, и подозреваю, что я такой не один. Конечно, это все еще, так сказать, патриархальная полиамория, и осмелюсь сказать, что там присутствовала ревность, и называть это «соглашением» было бы наивно, но я считаю, что то, что сделали Юнг, Эмма Юнг и Тони заслуживает осуждения как сексизм, женоненавистничество или несправедливость по отношению к Эмме Юнг. Эти трое регулярно устраивали совместные обеды по воскресеньям. Однако недавно мне стало известно, что Тони Вульф раздражали сплетни, но она не отрицала происходящего.

PP10 ТОНИ, ЭММА, КАРЛ

 

Третья, и последняя сильная сторона юнгианской психологии проистекает из Юнга как человека. Я уже затронул тему «Юнг как человек» в связи с личными интимными отношениями. Поэтому я просто добавлю несколько слов о «Красной Книге». «Красная Книга» и описанная в ней личная жизнь Юнга вызвали огромный и неожиданный международный интерес. Это показало, что люди потрясены, тронуты и впечатлены креативностью и богемностью Юнга. Вспомните, например, фотографию, на которой он вырезает по камню, и которая украшает флайер к этой лекции.

Итак, подведем итог сильных сторон: наш клинический подход, наше отношение к транссексуальности и многолюбию и Юнг как человек.

 

Итак, перейдем к слабым сторонам.

 

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Предрассудки

Элитарность и эзотеризм

Юнг как человек

PP11 ТЕКСТОВЫЙ СЛАЙД С ТРЕМЯ СЛАБЫМИ СТОРОНАМИ

 

Первая касается предрассудков Юнга, как к этому относятся юнгианские аналитики, и как они могут подорвать репутацию юнгианской психологии в сегодняшней клинической и культурной среде.

Передо мной стоял широкий выбор из предрассудков. Я мог бы в который раз рассказать Вам о том, что у Юнга иногда проскальзывали сомнительные идеи касательно женщин, или о его многочисленных антисемитских высказываниях. Честно говоря, это уже много раз обсуждалось. Причина, по которой я сейчас собираюсь сфокусироваться на том, что Юнг писал об африканцах, людях с африканским происхождением (таких как афро-американцы) и коренных народах, заключается в том, что сейчас это актуальная тема, и она пока не была освещена должным образом, несмотря на растущий интерес к этой теме.

В настоящее время международное юнгианское аналитическое сообщество столкнулось с серьезными разногласиями по поводу того, как (и стоит ли вообще) реагировать на обеспокоенность в связи с тем, что Юнг писал на эти темы.

(Кстати, знаете ли Вы, что статья, которую чаще всего скачивают из Британского Журнала по Психотерапии – это статья Фархада Далала (Farhad Dalal) «Юнг – расист» за 1988 год. Это объясняет, почему я должен включить это в список «слабые стороны».  Какой бы реальный отклик ни возникал, мы должны замечать любое существенное общественное дистанцирование международного юнгианского профессионального сообщества в целом от того, что Юнг писал об африканцах и коренных жителях. Да, это правда, что недавно 35 уважаемых юнгианских  преподавателей и клиницистов подписали Открытое Письмо. Но коллективное молчание – это серьезная слабая сторона. И на это есть много причин. Например, резкое предположение в заглавии Фархада, что Юнг был расистом, очень сомнительно и приводит к понятному, но прискорбному защитному поведению с нашей стороны. Главное возражение на слово «расист» применительно к Юнгу заключается в том, что если Юнг был расистом, то расистом, также, был и Фрейд, и многие другие представители той эпохи. Почему мы должны как бы извиняться от имени Юнга?

Я искренне понимаю нашу рефлекторную защитную реакцию, когда мы слышим, как Юнга несправедливо и безосновательно называют «расистом». Но при этом я не могу не добавить, что протест против называния Юнга расистом не должен отсрочить реагирование на те вопросы, о которых я упоминал выше. Я не уверен, что это удовлетворит наших многочисленных влиятельных и четко выражающих свои мысли критиков. Лично меня это не удовлетворяет.

Давайте обдумает следующее утверждение Юнга, изначально написанное в «Психологических Типах» в 1920 году, и все еще не откорректированное в последнем издании 1949 года.

Случай из жизни бушмена может проиллюстрировать, что я имею в виду. У бушмена был маленький сынишка, которого он нежно любил  и всячески ему потакал, что характерно для примитивных людей.  Психологически, эта любовь является целиком ауто-эротической, т.е. субъект любит самого себя в объекте. Объект служит своего рода эротическим зеркалом. Однажды бушмен вернулся домой в ярости; он, как обычно, был на рыбалке, однако ничего не поймал.  Как обычно, малыш подошел его поприветствовать, но отец схватил его и тут же свернул ему шею.  Потом он, конечно же, оплакивал мертвого ребенка с той же бездумной импульсивностью, которая вызвала эту смерть. (Собрание Сочинений 6, стр. 239)

PP12 ТЕКСТ О БУШМЕНЕ

Вопрос не в том, выражено ли тут расистское чувство. Вопрос в том, что сегодняшние юнгианские аналитики имеют сказать по этому поводу. Помните, по моему мнению, именно из-за нашего молчания эти комментарии относятся к слабым сторонам при СВОТ-анализе.

Я никак не могу не продемонстрировать Вам фотографию, которая, по крайней мере, по моему мнению, создает совершенно другое впечатление об охотнике бушмене. Когда я показывал эту фотографию в Сан-Франциско, некоторые люди аплодировали, что, в общем-то, было неожиданно.

PP13 ОХОТНИК БУШМЕН

Подведем итог. Я считаю, что что-то необходимо сделать, не от имени Юнга, а от имени международного сообщества юнгианских аналитиков, которые позволили этой ране гноиться слишком долго. В конце концов, уже в 1987году Полли Янг-Айзендраф (Polly Young-Eisendrath) опубликовала свою работу «Отсутствие среди юнгианских аналитиков чернокожих американцев».  С тех пор регулярно появлялись книги и статьи на тему Юнга и «африканцев», включая работы таких авторов как Майкл Ванной Адамс (Michael Vannoy Adams), Фанни Брустер (Fanny Brewster), а в Великобритании Хелен Морган (Helen Morgan) и я. Книга индийского юнгианского аналитика  «Культура и безумие» также относится к этой теме. Незнание не освобождает от ответственности.

Я уверен, что обращать внимание на эти вопросы важно, даже если они не затрагивают напрямую аналитические сообщества некоторых стран – таких, например, как Япония. Я уверен, что если человек принадлежит к профессиональному сообществу, которое не признало коллективную этическую сферу ответственности, важно учитывать, влияет ли это напрямую на человека или нет. Однако здесь, в Британии и в США, Бразилии, Южной Африке, Австралии и других местах это является НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ проблемой.

И последний момент. В Британии психотерапия – это в высшей степени профессия для белых. И это отсутствие разнообразия имеет значение. Но то, насколько мало имеется цветных терапевтов, особенно с африканскими корнями, в юнгианском профессиональном сообществе особенно бросается в глаза. Я изучил статистику. Среди нас разнообразия меньше, чем в других терапевтических школах. Возможно ли это, что то, что Юнг писал об африканцах,  отталкивает больше людей с кожей другого цвета из обучения или при поиске аналитика? Не скажу, что их совсем нет. Но в США, где существует несколько сотен юнгианцев, только четверо являются афроамериканцами. Статья Полли была написана 30 лет назад, представляете?

Идем дальше.

Вторая слабая сторона в моем небольшом списке касается элитарности и эзотеризма юнгианской психологии. Просто чтобы возбудить, так сказать, Ваш аппетит и описать ситуацию в общих чертах, приведу фотографию середины XIX века, на которой изображен аристократ с масонскими регалиями. Фотографию передал мне мой единственный друг франкмасон.

PP14   СЛАЙД С МАСОНОМ

Для многих критиков юнговский рецепт индивидуации является точно также чем-то, доступным только элите, даже только избранным. Конечно, учитывая само количество его работ по этому вопросу, некоторые из подобных слабых сторон периодически исправляются.  Так, индивидуация, которую, по большей части описывают как внутренний процесс, является чем-то, включающим в себя отношения и социальные стороны жизни. Но, несмотря на международное развитие в Китае и Японии, до сих пор сохраняется впечатление, что сама идея индивидуации существует для европейцев более старшего возраста, которые говорят на Латыни и знакомы с комплексом идей Юнга.  Вот почему Адольфу Гуггенбуль-Крейгу (Adolf Guggenbuhl-Graig) было так важно написать работу «Эрос на костылях», в которой заявляется, что даже социопаты и люди с особыми образовательными потребностями могут пройти индивидуацию.

Мой учитель Фруд Плот (Fred Plaut) сделал такое же заявление, написав, что индивидуация – это не то же, что «психическое здоровье»  или даже «зрелость». Дело в том, что первое поколение юнгианцев не было дураками. Они заметили тянущуюся проблему, которую я сейчас поднимаю 

Возможно, эти слабые стороны можно было бы считать своего рода  ЭКЗОтеризмом, что означает сознательное коллективное стремление к тому, что кажется недостижимым. Это тема для дискуссии.

Третья и последняя слабая сторона является повторением раздела «Юнг как человек», которая уже фигурировала в разделе «сильные стороны». Я считаю, что это еще и «слабая сторона».

Видите ли, нравится это нам, юнгианцам, или нет, но идея «культа Юнга», прославляемая в книге Ричарда Нолла (Richard Noll) с одноименным названием, не исчезнет сама по себе. И это несмотря на опровержение Сону Шамдасани (Sonu Shamsadani) в его книге «Выдумки о культе».

Не думаю, что хоть одна из сторон в истории с Ноллом покрыла свое имя славой. У правопреемников Юнга было не очень хорошо со связями с общественностью, и в результате Рутледж (Routledge) уничтожил целый тираж собраний сочинений Юнга под редакцией Нолла, на что они дали свое полное согласие, когда прочли эту культовую книгу. С редакцией собрания сочинений все было в порядке, а вот сам редактор попал в немилость.

Однако в равной степени это было ошибкой со стороны Нолла – поистине отвратительной, но действенной – написать вроде бы вдумчивую статью в авторской колонке в «Нью-Йорк Таймс», в которой он сравнивает Юрга с культовым лидером Джимми Джонсом, лидером Джонстаунской группы, которая совершила массовое самоубийство. По крайней мере, «Таймс» опубликовала мое негодующее письмо. Перед Вами фотография мертвых тел в Джонстауне, которые совершили массовое самоубийство по указанию своего лидера.


PP15 САМОУБИЙСТВО В ДЖОУНСТАУНЕ (JONESTOWN)

И, наконец, последнее маленькое замечание по поводу Юнга как человека в качестве слабой стороны. Полиаморные отношения между Юнгом, Эммой Юнг и Тони Вульф рассматриваются многими  как предосудительные и целиком и полностью служащие интересам Юнга как мужчины.  Поэтому, еще раз, эта сильная сторона является одновременно и слабой стороной.  

Итак, подведем итоги наших слабых сторон: предрассудки, элитарность и эзотеризм, Юнг как человек.

 

ВОЗМОЖНОСТИ

Политический поворот в аналитической психологии

PP16 ТЕКСТ

В 2004 году в основных тезисах на Конгрессе Международной Ассоциации Аналитической Психологии в Барселоне я говорил, что мы были свидетелями «политического переворота» в юнгианском анализе. Я полагал, что Юнг одобрил бы такое развитие событий, которое за последние годы усилилось, учитывая то, что он писал в 1946 году:

«Мы живем во время великого раскола: бушуют политические страсти, внутренние беспорядки привели нации на грань хаоса… Аналитик чувствует насилие даже в тишине собственной консультационной комнаты. Психолог не может избежать схватки с современной историей. Не говоря уже о наших обязанностях, как граждан». 

PP17 ТЕКСТ

 

Вот свидетельство того, как сегодняшние юнгианские аналитики рассматривают свой гражданский долг:

Анализ и активизм. Социальный и политичский вклад юнгианской психологии. Под редакцией Эмилуа Киля, Марка Сабана и Эндрю Сэмюэлса.

PP18 СЛАЙД ПРО АНАЛИЗ И АКТИВИЗМ

 

Большинство глав этой книги были написаны юнгианскими аналитиками, которые считали, что у них есть дополнительные роли в качестве активистов того или иного рода. Например, восхитительная глава Тошио Кавайи (Toshio Kawai) называется «Работа по оказанию психологической помощи после землетрясения 11 марта 2011 года в Японии: юнгианский  взгляд и тень активизма».

Вот еще одна недавняя книга по данному вопросу:

Многие души Европы. Исследование культуральных комплексов и идентичности. Под редакцией Георга Раша и Томаса Зингера.

PP19 СЛАЙД ПРО «МНОГИЕ ДУШИ ЕВРОПЫ»

 

Памятуя о Европе, позвольте сказать, что идеи Юнга, в самом общем смысле, выражают коллективную агонию в связи с тем, что подразумевается под «Западом». Что это значит – быть западным? Это по-настоящему сложная тема. Легко охарактеризовать рациональную, миролюбивую, демократическую версию Запада в противоположность вымыслу о том, что Ислам – это нечто фанатичное и жестокое.  Этот псевдо-правдивый раскол между Западом и Исламом остро нуждается в юнгианской помощи. Юнг видел себя своего рода терапевтом для западной культуры, и интересно, что в большой степени его глубокая критика находит отклик в критических статьях разных авторов, от Джудит Батлер (Judith Butler) до Корнелла Веста (Cornell West), Славой Жижека (Slavoj Zizek), Яниса Варуфакиса (Yanis Varoufakis) и Наоми Кляйн (Naomi Klein) —  а также с посланиями таких организаций, как «Мусульмане за прогрессивные ценности».

Действительно, то, что Юнг видел в западной культуре, очень сходно с тем, что видят эти современные критики. Он впадал в отчаяние от западной чрезмерно рациональной однобокости и отрезанности от природы (Юнг является пионером в области, которая сейчас называется экопсихология). Он осуждал материализм и утрату индивидуальности нашего мира, сфокусированного на расщеплении тела и разума, на механистическом подходе к сексу, и западной утрате чувства экзистенциальной и духовной цели и смысла. У Юнга в определенный момент расцвета его творческого гения даже была попытка быть терапевтом для Иудейско-Христианского Бога в его крамольной книге «Ответ Иову».

Мое резюме возможностей включает один, но выдающийся пункт: политический поворот.

Я отдаю себе отчет, что о политическом повороте можно говорить больше, однако довольно о наших возможностях.

 

Перейдем к угрозам.

 

УГРОЗЫ

Фрейд,

Доказательность,

Краткосрочность

P20 УГРОЗЫ

 

Мне пришлось быть очень разборчивым в этой короткой заключительной секции моего СВОТ-анализа, посвященной угрозам.

Я часто спрашиваю студентов-магистров, изучающих психоанализ и консультационную психологию в разных странах, с каким словом у них ассоциируется слово «Юнг». На данный момент у меня имеется более 1000 ответов. По большей части ассоциацией было слово «Фрейд».  Я бы хотел обсудить это, однако, я думаю, что из соображений прозрачности, мне стоит быстро рассказать Вам, какой была вторая по частоте ассоциация. Второй была ассоциация: антисемитизм/ нацизм / Германия / война. Затем шли «психотический», а также «мистический», но неизменно тоже в значении «психотический».  А уже потом идут «архетипы».

Итак, я не знаю, как расценивать тот факт, что при произнесении нашего имени, люди вспоминают имя нашего величайшего соперника. Я думаю, это проблема не только психоанализа и глубинной психологии. Это повсеместное явление. Я, как юнгианец, испытываю потребность глубоко поразмыслить над этой ассоциацией.

Когда я беседовал об этом с моим другом Томом Зингером (Tom Singer), он ответил, что вокруг Юнга существует культуральный комплекс, который действует сквозь поколения – эти молодые студенты как бы унаследовали опорочение Юнга.

В любом случае, я много думал об этом. Вы, возможно, не знаете или не помните рекламную кампанию фирмы Avis по аренде автомобилей в то время, когда Hertz был мировым лидером. Они кричали: «Мы – номер два. Мы стараемся больше». А сейчас взгляните на оригинальный рисунок.

Авис не может себе позволить грязные пепельницы.

Авис не может себе позволить старые дворники.

Авис не может себе позволить полупустые бензобаки.

Авис не может себе позволить лысые покрышки.

PP21 РЕКЛАМА КОМПАНИИ АВИС

 

Двигаемся дальше. Одержимость терапией, базирующейся на фактических данных (доказательной терапией) – это еще одна серьезная угроза, вторая из тех, что я перечислил. По некоторым данным, психодинамическая психотерапия может быть такой же «эффективной», как и КПT (когнитивная поведенческая терапия). Однако это вовсе не привело к превосходству последней, особенно в общественном секторе. Я уже устал это повторять, но так происходит потому, что, прежде всего, это никак не связано с наукой или результатами. Это связано с деньгами, властью и влиянием – и тем, что наилучшим образом вписывается в господствующие культурные и, самое главное, политические устои в обществе.

Когда я был председателем Совета Психотерапии Соединенного Королевства, я много времени тратил на попытки заставить Британский Национальный Институт Качества Здравоохранения отказаться от их «золотого стандарта» — Случайных Контролируемых Клинических Исследований. Мы хотели, чтобы они взглянули на другие фактические данные. В конце концов, они согласились. Но под давлением со стороны других людей NICE не сдержал слово и остался верен Случайным Контролируемым Клиническим Исследованиям. По моему мнению, это больше не имеет отношения не только к фактическим данным, но даже к рациональному мышлению.

Угроза аналитической работе, которой нельзя избежать – это желание клиентов получить быстрый и ощутимый результат от терапии. На самом деле, мне это даже симпатично. Когда люди обеспокоены и страдают, идея бессрочных трех или более сессий в неделю звучит не очень-то утешительно, верно? Многие клиенты в трудных ситуациях рады получить диагноз, и иногда просят аналитика. Отстаивая ценность «глубины, мы испытываем приятное чувство, но действительно ли это эффективно, и всегда ли этот правильно?

Как бы то ни было, появление таких явлений, как компьютеризированная терапия, иногда продающаяся на компакт-дисках, составляет реальную угрозу реляционной глубинной терапии. Если Вы занимаетесь частной практикой, не будьте самоуверенными и беззаботными. То, что происходит в общественном секторе, подкрадывается к нам прямо сейчас.  Может быть, у маститых тренинговых аналитиков полно работы, но у большинства других – нет.

Итак, подведем итоги угроз: Фрейд, доминирование подходов, базирующихся на фактических данных (доказательная терапия) и краткосрочность.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Промискуитет

Сомнения

PP22 ТЕКСТ

 

Будучи организационным консультантом на службе у юнгианского анализа, я полагаю, что свой доклад я должен закончить рядом рекомендаций.

Под «промискуитетом» я имею в виду, что необходимо смотреть и двигаться вовне, а не цепляться за то, что уже существует, не бояться, что это может не в полной мере соответствовать тому, чему нас учили или тому, что от нас ожидается. Давайте объединимся со всеми возможными новыми «соседями по койке» и поучимся у них. Другие терапевты, которых я упоминал выше, преподаватели, художники, активисты и верующие люди могут многому нас научить. Быть может, большему, чем можем научить их мы сами. Давайте будем учиться у них в своей стране и заграницей. Это конструктивный способ справиться с пережитками колониализма и с миссией, о которой я упоминал в начале этой работы. У коллег, которые работают на границе, есть идеи и практические приемы, полезные для нас, находящихся в центральной части европейской юнгианской психологии

Моя вторая и заключительная рекомендация (сомнение) была навеяна не только Юнгом, но также лордом Байроном и Лао-Цзы. Давайте просто перестанем пытаться все время быть правыми. Ведь от этого с ума можно сойти!

Приведу несколько цитат, которые я выбрал, будучи в самокритичном настроении, готовясь к этому выступлению.

 

Байрон: «Я НИЧЕГО НЕ ОТРИЦАЮ, НО ВО ВСЕМ СОМНЕВАЮСЬ».

Лао-Цзы (из «Воспоминаний, Сновидений, Размышлений»): «ВСЕ ЯСНО, Я ОДИН РАСЩЕПЛЕН».

Лао-Цзы: «ТЕ, КТО ИМЕЮТ ЗНАНИЕ, НЕ ПРЕДСКАЗЫВАЮТ. ТЕ, КТО ПРЕДСКАЗЫВАЕТ, НЕ ИМЕЮТ ЗНАНИЯ».

PP23 ТЕКСТ

 

Продолжу в духе самокритичности в связи в этой лекцией и приведу слова лорда Байрона. И я должен повторить восхитительную цитату из Лао-Цзы, которой Юнг заканчивает свои «Воспоминания, Сновидения, Размышления»: «ВСЕ ЯСНО, Я ОДИН РАСЩЕПЛЕН».

Закончив этот доклад, я натолкнулся на еще один афоризм Лао-Цзы, которым я и хотел бы закончить: «ТЕ, КТО ИМЕЮТ ЗНАНИЕ, НЕ ПРЕДСКАЗЫВАЮТ. ТЕ, КТО ПРЕДСКАЗЫВАЕТ, НЕ ИМЕЮТ ЗНАНИЯ».

Все, почти закончил.

Прежде, чем начнется наша дискуссия, я хочу попросить Вас вернуться в начало презентации и пересмотреть Вашу оценку по шкале от 1 до 10, касающуюся инвестирования в аналитическую психологию сейчас и в будущем. Чтобы помочь Вам, вот резюме СВОТ-анализа.

Итак, как изменилась Ваша оценка, если, конечно, она изменилась?

Здесь представлено резюме моего доклада из Power Point:

Сильные стороны:

Клинический Подход,

Транссексуальность,

Полиамория,

Юнг как человек

Слабые стороны:

Предрассудки,

Элитарность и эзотеризм,

Юнг как человек

Возможности:

Политический поворот в аналитической психологии

 

Угрозы:

Фрейд,

Доказательность,

Краткосрочность

 

РЕКОМЕНДАЦИ:

Промискуитет,

Сомнение

 

PP24 ТЕКСТ РЕЗЮМЕ