1 Введение

Благодарю организаторов конференции за то, что пригласили меня, а также нашего переводчика Екатерину Белякову. Я бы хотел находиться сейчас в Петербурге, посетить который я мечтаю с тех пор, как был мальчишкой и жил на маленьком островке у западного побережья Шотландии.  Он располагался почти так же далеко к северу, как и ваш город. К сожалению, из-за пандемии это невозможно. Что ж, давайте сделаем все, что в наших силах.

Пожалуйста, используйте кнопку «чат», чтобы задавать вопросы по ходу доклада, а я попробую ответить на них в конце. И, пожалуйста, задавайте себе вопрос: «Как я могу использовать это в своей клинической практике?»

Практика – хорошее слово, потому что оно напоминает нам о том, что анализ – это искусство. А чтобы быть успешным в искусстве, мы размышляем над тем, что мы делаем.  Как говорил Антон Чехов «роль художника – задавать вопросы, а не отвечать на них». Я предлагаю вам ряд идей, касающихся того, как коллективная травма формирует нашу способность образовывать и использовать символы, фокусируясь на архетипе тени и ее проекциях, что типично для любой коллективной травмы.  /  #176

2 Пожалуйста, выключите мобильные телефоны

Пожалуйста, отключите ваши мобильные телефоны, за исключением ситуации, когда он необходим для подключения к семинару. Никто не может слышать о коллективной травме и не чувствовать ее, поэтому ваше бессознательное будет отвлекать вас – вам захочется проверить email или сделать покупки онлайн. Если разум начнет блуждать, не беспокойтесь – спросите себя, что «нажало на кнопку».   /

Я полагаю, что это будет аспект Тени. Это влияет на нашу способность формировать и использовать символы. /

Чтобы объяснить это, я буду использовать истории о коллективе, в котором я вырос, введу немного математики – теорию множеств, рассмотрю толпы, как пример коллектива, и свяжу это с идеей бессознательного как бесконечного множества.  /

Позднее я предложу вам выполнить простое упражнение. Обычно после этого мы обсуждаем, что произошло. Сегодня мы можем использовать кнопку «чат» и обсудить все в конце. Если вы не захотите выполнять упражнение, ничего страшного. /

В завершение я выскажу несколько соображений о реакции на коллективную травму.   #191

3 Анализ – это про формирование и использование символов

Однажды я рассказывал про Одиссея в летней школе Украинской Ассоциации Юнгианских аналитиков в Киеве.

Трикстер – Герой Одиссей, который возвращается с Троянской войны и ослепляет циклопа Полифема, который сожрал часть команды Одиссея. Хвастовство и гордыня Одиссея приводят в бешенство отца Полифема – Посейдона.  Бог Глубин пытается остановить Одиссея, чья индивидуальная травма становится символом путешествия Героя, образом Архетипа Героя.  /

Архетип – это врожденный, генетически детерминированный паттерн психологического поведения. Когда он разворачивается, он создает архетипические  образы. Такие образы представляют из себя «вещи». Архетипы и коллективное бессознательное – это концепции. Важно не принять концепцию за вещь. Если это происходит, это называется реификация (овеществление). Когда мы проецируем тень, это называется отчуждение, и это реификация – превращение людей в вещи.

Анализ – это про формирование и использование символов. Это противоположность реификации. Аналитическое пространство и время позволяют нам совершать изменения в безопасном месте. Сегодня мы сосредоточим наше внимание на архетипе Тени. #  178

4 Чёрная дыра

Вот фотография одной из них. Это самая большая тень, которую когда-либо видели, и это один из самых дорогостоящих снимков, которые когда-либо были сделаны. Это черная дыра М87, снятая телескопом горизонта событий: снимок сделан с помощью всех радиотелескопов мира, которые образуют единую фотокамеру с целой планетой в качестве апертуры (отверстие оптической системы, определяемое размерами линз).  M87 находится в 57 миллионах световых лет от нас, она в 6 миллиардов раз тяжелее Солнца и больше всей нашей Солнечной системы. Поскольку это черная дыра, мы не можем ее видеть. Мы видим только проекцию ее тени.

Что находится внутри – неизвестно и непознаваемо. Физики могут рассказать нам о ее массе, вращении, заряженности. Но что у нее внутри, и как оно туда попало, узнать невозможно. Это информационный парадокс черной дыры. Информация, насколько нам известно, не сохраняется. Черная дыра – это закрытая система.   #160

5 Открытие и закрытие систем

Любая система может быть открытой или закрытой, включая психику.  Если бы физики не задумались о черных дырах, это не означало бы, что они не существуют, но мы никогда не сможем их увидеть. Мы креативно воображаем  себе то, что воспринимаем – проецируя архетипические паттерны. Это происходит естественным образом в паре мать-дитя, как описал это лондонский аналитик Майкл Фордэм. Все младенцы проецируют – деинтегрируют – материнский архетип на свою реальную мать, а затем реинтегрируют свой опыт: архетип становится архетипическим образом, хорошим внутренним материнским объектом. В то же самое время мать проецирует «архетип младенца» на ребенка. Они открыты друг для друга. В открытой системе есть выбор. /

Комплексы – это закрытые системы. Смыслы создаются в одностороннем порядке. Анализ часто делает закрытые системы открытыми – такие, как нарциссическая черта характера, когда все истории «обо мне, про меня, для меня». Иногда анализ открывает такую закрытую систему, как пограничная личность, когда мы затопляем и других, и себя проективными идентификациями.   /

Обычно движение происходит между открыванием и закрыванием. Юнг называет это энантиодромия. Это означает «бегать по кругу» — инь становится ян, а затем снова инь. Другое название для этого – Тао. #219

6 Освенцим (Аушвиц)

Это Освенцим. На вывеске написано «Работа делает тебя свободным». Никто не знает, сколько людей нацисты уничтожили здесь, возможно, несколько миллионов. Лагерь смерти – это реификация. Фашисты говорили: «Во всем виноваты евреи, большевики, гомосексуалисты, цыгане, враги «Великого лидера»…  Люди стали вещами – грудой трупов. Эти трупы – это символ, который на иврите называется Shoah, а на английском холокост – символ того, что происходит, когда мы проецируем Тень./

Вот как выглядит закрытая система. Были уничтожены не только сами люди, но и их истории. Информация безвозвратно  утрачена. Это черная дыра. #118

7 Истории  / миф, повествование и дискурс

Я рассказал вам две истории про тени. А вот история про истории. Существует три вида историй: миф, повествование, дискурс.  Мифы – это истории, которые рассказывают культуры, чтобы объяснить свои ценности. Это могут быть истории о сотворении мира, или о предках, или о духовном мире, и они расширяют архетипы до архетипических образов — как Одиссей перерос в Героя.

Повествования – это истории о жизни и любви – открытые системы. Сторителлинг (рассказывание историй) – это не про то, чтобы поделиться фактами. Это про то, чтобы поделиться чувствами. Истории – это про отношения. Например, детективная история – это про тень – убийцу. Повествование – это дар, выражение любви, творческий акт.

Дискурс (речь, лекция, проповедь) имеет политическую цель. Это про власть. «Делай, как я,» — приказывает «Великий лидер» … во славу Родины или Отечества… или чего бы то ни было.» Как это ни печально, Великие лидеры часто заканчивают тем, что отыгрывают темный комплекc Героя и Тени.  /#159

8 Аббатство Ионы

А вот история о коллективе, в котором я жил, когда был ребенком – это община Ионы. Согласно мифу, Святой Колумба, ирландский принц, принес христианство в Шотландию. Колумба означает голубь – но молодой человек прибыл на остров в ссылку. Он вышел из себя и убил своего учителя.

Я жил здесь, в аббатстве Ионы. Это окно моей спальни.

(показываю) Как и в Санкт-Петербурге, летом тут почти не бывает темно, а зимой почти не нет дневного света. /

Два креста у Западной Двери – это кельтские кресты. Обратите внимание на кольца вокруг крестов (показываю).  Кольцо – это языческий символ Солнца. Иона был святым у язычников в течение тысяч лет, пока не пришел Колумба. И он пришел к Ионе неслучайно. Кельтское христианство создало новый символ – они объединили священный языческий круг с христианским крестом – символ жизни, смерти и перерождения; одно бесконечно превращается в другое – энантиодромия. //

Жители острова разводили овец. Моей первой работой было пасти овец, моей второй работой было пасти туристов: в Аббатство приезжали тысячи посетителей. #199

9 Символы

Символ, такой как кельтский крест или красный флаг перекидывает мост между сознанием и бессознательным. Юнг очень четко дает понять, что символ – это не знак. Знаки – это закрытая система с одним значением, как знак остановки. Символы – это открытая система – знак плюс {x}, где  {х} – непознаваемое, как непознаваемо то, что находится в черной дыре. /

Каждый, кто приезжал в Аббатство, находил свои смыслы. Один американский турист спросил меня: «Малыш, это отсюда Колумб отплыл в Америку?» Я рассмеялся. Некоторые американские евангелисты говорили мне: «Ничё себе! Как классно быть так далеко от этих безбожников-коммунистов!» Я смеялся. Все коммунисты, которых я знал, были благочестивы – это были мои родители. /

Аббатство нуминозно, особенно ночью, когда оно пустует. Мне нравилось находиться там поздней ночью, поскольку, конечно же, когда в нем пусто, оно наполнено.  Там присутствует коллектив – каждый, кто когда-либо молился там:  толпа празднующих. # 210

10 Красный флаг в Глазго

А вот Красный Флаг, развевающийся на площади Георга в Глазго в январе 1919 года. Это препятствующая толпа. Как вы знаете, на этом кресте изображен серп, символ Цереры, богини земледелия, и молот, символ Гефеста, бога ремесел./

Сразу после войны 1914-18 гг. В Шотландии произошла общая забастовка в защиту более короткой рабочей недели. Для бедных людей моей страны красный флаг символизировал единство рабочих. В России он имеет другое, богатое и сложное значение. Как для любого символа, его смысл зависит от контекста.  /

Бастующие проиграли. Лидеры забастовки отправились в тюрьму. Но они стали Членами первого Трудового правительства в 1924г. # 16

Глазго, основной отраслью промышленности в котором было судостроение, называли «Красный Клайд» — для шотландских коммунистов развал Советского Союза был коллективной травмой. Возможно, для вас тоже? /

#48

11 Сообщество Иона

Во время Великой Депрессии в 1930-е гг. преподобный Джордж Маклеод сформировал сообщество Иона, чтобы перестроить Аббатство, нанимая рабочих судоверфи, жизнь которых была разрушена нищетой.  В Сообществе были перемешаны христиане и коммунисты. Его члены жили и работали в качестве активистов в неблагоприятных районах по всему миру. И все еще продолжают это делать. #86

12 Контакт – эмблема CND, Движения за ядерное  разоружение

А вот группа, которую Сообщество помогло создать: Движение за ядерное разоружение (CND). Джордж был одним из его основателей, как и мои родители. CND – это ответ активистов на травму атомной войны. Я отправился на свою первую мирную демонстрацию в детской коляске. И я рано узнал, что у любого коллектива есть тень и он ее проецирует.  /

На Ионе фермеры проецировали свою тень на Сообщество, мы проецировали свою тень на них: обе группы проецировали тень на туристов – хотя именно благодаря их деньгам мы как-то держались.  #148

13 Тень

Мы не можем не проецировать тень. Это «соединяющий архетип» — он устанавливает связи. Коллективные травмы включают в себя проекцию тени. Это подталкивает нас к формированию и использованию новых символов, как логотип CND.  #92

14 Упражнение с Тенью  [примерно 5 минут]

Что такое Тень! Давайте используем наши воспоминания, сновидения, размышления, чтобы выяснить это. Если вы хотите выполнить это упражнение, закройте глаза, расслабьтесь, идите внутрь и вообразите свою Тень. На что она похожа? Чего она хочет? Что ей нужно? Делайте это несколько минут. Будьте креативны. Take a few minutes to do this.

(примерно 3 минуты). Теперь запишите, что вы обнаружили.

(примерно 2 минуты)

Если вам хочется сейчас чем-нибудь поделиться, пожалуйста, используйте кнопку чата. В конце мы можем обсудить это./

Юнг дал такое определение Тени: «то, чем человек совершенно не хочет быть» (Собрание сочинений 16 параграф 470). Он считает, что чем меньше мы ее осознаем, тем темнее она. Если она отсечена от сознания, тогда она разрушает наши лучшие намерения.  (Собрание сочинений 11 параграф 131). Тень также содержит креативный потенциал, чего мы можем не признавать.

Как говорил философ Иммануил Кант, перцепты без концепций слепы: наши архетипические системы и культура, в которой мы воспитаны, формируют то, что мы видим – как американский турист, который спросил меня, это ли то самое место, откуда Колумб отплыл в Америку. /

Проецирование тени – это не проступок, это то, что делает нас людьми. Например, без зависти мы бы никогда не справились с парностью. Без ревности мы бы не справились с тройственностью.

Мы используем мифы, повествования и дискурсы, чтобы очеловечивать тень.

И, когда мы не получаем привычной коллективной поддержки, поскольку мы забыли истории о том, как справляться с бедствиями, мы регрессируем, коллективно. Как и человек в регрессе, культура использует примитивные защиты себя – расщепление, отрицание, проективную идентификацию – чтобы справиться с ситуацией.  /

Расщепление звучит как «во всем виноваты … евреи, гомосексуалисты, черные, белые, кто бы то ни было». Отрицание звучит как «Я? Да меня там вообще не было!» Проективная идентификация – это «Что значит, я на вас посмотрел вот так? Да вы первый на меня посмотрели!» Впоследствии мы часто признаем это, осознавая, что были не в себе. Мы были тенью кого-то другого, для кого-то другого. /

Проецирование тени называется «отчуждение» … «во всем виноваты…»: и чаще всего мы проделываем это с самыми близкими людьми. Это танец, это энантиодромия.  Пока каждый может двигаться и продолжает это делать, она создает обычный «достаточно хороший» коллектив. А сейчас я собираюсь все это упростить.  /

15  Диаграмма Венна

Множество – это математическое слово для коллектива. Это диаграмма Венна для Ионы: (А) –это жители острова, а (В) – это члены Сообщества. В верхней части рисунка показано взаимопересечение: это люди, подобные мне, одновременно жители острова и члены Сообщества.  В середине рисунка- союз: все на острове. Нижний рисунок – это только жители острова и никто иной. Множества могут развиваться, открываться, закрываться, пересекаться, объединяться, включать и исключать что-то. # 78

16 Толпы и властьсвойства

А теперь давайте рассмотрим толпу как коллектив, используя работу Нобелевского лауреата Элиаса Канетти. В своей книге «Толпы и власть» он описывает толпы, как если бы они были живыми существами. Юнг делал то же самое в «Трансформации символов в коллективе» (Собрание сочинений 11: параграф 296 — 448) – церковь – это толпа празднующих, а толпа, по словам Юнга, это универсальный символ самости.   Эта идея была раскрыта дальше лондонским юнгианцем Джо Редферном в его книге «Я сам, мои многие самости» (Joe Redfearn ‘Myself, my many selves.’) Самость – это коллектив, поэтому самости и толпы имеют следующие свойства:

Они хотят расти – вообразите бунт.

Есть иллюзия равенства – вообразите толпу футбольных болельщиков.

Они любят интенсивность – вообразите людей на музыкальном фестивале.

Им нужна цель – вообразите политический митинг.

И они боятся дезинтеграции- вообразите армию.

 

17 Типы толпы

Канетти описывает пять типов толпы – т.е. сборища людей с единой целью, которая затем разлагается на ее противоположность – ее тень.

  1. Насмехающаяся толпа – ее цель – убийство. Например, когда толпа белых убивает чернокожего в Америке, как Джордж Флойд. Смерть козла отпущения освобождает толпу от страха смерти. Они умирают, мы выживаем. Они становятся полной раскаяния толпой, у которой общий стыд и вина.
  2. Толпа беженцев — ее цель – сбежать или избежать чего-то. Если мы двигаемся вместе, некоторые из нас смогут выжить. Это происходило во время блокады Ленинграда. Толпа беженцев становится «избежавшей» толпой, толпой выживших. У них общая вина выживших.
  3. Препятствующая толпа – как во время забастовки 1919 года в Глазго. Толпа не давала рабочим работать. Ее цель – изменить поведение босса. Эта толпа трансформирует победителей в проигравших.
  4. Реверсивная толпа: овцы превращаются в волков. Примером может служить Октябрьская революция 1917 года. Униженные и оскорбленные превратились в преследователей. Такие толпы рассеиваются, затем организуются, а после этого, к сожалению, одна тирания часто заменяется другой. Аристократия, в конце концов, это просто клептократия, получившая с течением времени законность.
  5. Толпы празднующих – собираются, чтобы есть, пить и веселиться. Я был в такой толпе на Корфу, на 80-летнем юбилее мачехи моей жены. Празднество длилось целую неделю. Эти толпы трансформируются сепарацией и чувствуют потерю.

А вот шестой вид толпы:

  1. Военная толпа: цель этой толпы – набрать такую груду мертвых тел, чтобы она была больше, чем у противников. Это верно, независимо от идеологических отличий сторон. Они становятся толпой оплакивающих – делят отрицание, гнев, поик вину, репарацию.  #308

18 Колхоз

Это постер 1930х гг. о коллективизации. Идея колхоза – делиться ресурсами, чтобы у каждого было хоть что-то  — звучит хорошо. Все могло бы получиться, если бы архетип тени был вовлечен. Но он не был. Тень была спроецирована на кулаков, буржуазию, аристократов, классовых врагов, капиталистов, кого угодно. А когда тень отрицается, она с вами случается. Возможно, это и есть определение травмы – это когда с нами случается тень.     #107

19 Лакан / символическое, имагинальное, реальное

Коллектив может быть реальным, имагинальным или символическим. Эти три способа описания опыта были предложены Жаком Лаканом, французским психоаналитиком. Я изобразил их в виде диаграммы Венна. /

Для Лакана символическое – это про значимость, а «отчуждение» — что есть я, а что не есть я – это мир культуры и «нехватки». У нас есть объект, а есть тень от объекта: как фотография черной дыры, которую я вам показывал. /

Имагинальное – это мир образов, репрезентаций; мы размышляем над образом. Это естественно, а не культурно. А что же такое реальное? Я думаю, что это «основное состояние», «фоновое излучение». Все три являются открытыми системами. /

Тень символична, имагинальна и реальна. Это функция архетипа, что означает, что она формирует символы, когда для этого имеется пространство и время. Иногда их нет. #178

20 Блокада Ленинграда

Великая война против фашизма – это на данный момент самое мощное проявление проекции тени. Фашисты – закрытая система- проецировали свою тень на Советский Союз, который, на мой взгляд, был открытой (хотя и небезупречной) системой. Нацисты превратили символ, Красный Флаг, в знак – знак врага. Нацисты были военной толпой: их целью было нагромоздить высочайшую груду тел.

С сентября 1941 по январь 1943 года здесь произошла наиболее разрушительная блокада за всю историю человечества.  Население Ленинграда составляло примерно 3, 5 миллиона человек. Может быть, 2 миллиона были эвакуированы – толпа беженцев. Город был оцеплен и подвергся бомбежке, люди умирали от ранений, бомбежки, голода и болезней. Вероятно, миллион гражданских, полмиллиона русских солдат и 600.000 нацистов погибло. В одном только этом городе количество смертей среди гражданского населения   было больше, чем у британской и американской армии за всю войну. #149

 

21 Люди, водружающие Красный Флаг на крыше в Ленинграде.

 

Я понимаю, что это необычно для аналитического семинара, но давайте на какое-то время погрузимся в молчание и подумаем вот о чем. Может быть, вы знаете людей, которые были там? Что это значит для вас?  В течение нескольких минут подумайте, а потом запишите, что придет вам в голову. [2 минуты]

Могу предположить, что вы испытали горе. Оно имеет пять стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Мы проходим через эти стадии снова и снова, в алхимическом процессе, дистиллируя символическое значение тех людей, которые умерли. Горе концентрирует погибших людей в символ. Иногда оно проявляется в виде мемориалов.    #65

22 Памятник блокады

Настоящий памятник блокады Ленинграда – это Санкт-Петербург. Живой памятник для любой войны – это будущие поколения, и их надежды найти лучшее применение для тени, нежели ее смертельное проецирование.  /

«Мемориализация» может означать не столько горевание, сколько возведение бесконечных памятников – возвращение себе тени.  В Польше более 6 миллионов людей, четверть всего населения, погибло в войне. У них столько памятников!   Моя польская коллега Малгоша Калиновска описывает памятник как закрытый знак, а не открытую систему. Мемориализация – это тень формирования символа. Это превращает открытую систему – горевание – в закрытую систему – почитание. Повествование становится дискурсом: это история, которую рассказывают для политической власти.#148

23 Бессознательное как бесконечные множества

Чилийский психоаналитик Игнасио Матте Бланко предположил, что бессознательное – это бесконечные множества. Это математический способ сказать, что это коллектив. В бессознательном часть может представлять целое, и нет времени Прошлое, настоящее и будущее одинаковы. Это не его идея. Французский философ Анри Бергсон первый это предложил. Он назвал внутреннее время  ‘La durée’ – длительность. Он дифференцировал время Хронос – научного времени, от времени Кайрос – времени текущего момента. Юнг делал то же самое в работе «Семь наставлений мертвым. /

Матте Бланко предполагает, что в бессознательном действуют два принципа: генерализация и симметрия. Генерализация означает, что мы не можем видеть себя принадлежащими только одному множеству: и мы воображаем, что то, что является истинным для нас, является истинным и для всех остальных. Я бы сказал, что это происходит потому, что мы разделяем одинаковые архетипы. Симметрия означает, что «противоположности одинаковы» — левое есть правое, черное есть белое, добро есть зло… множество превращается в свою противоположность – свою тень, как в толпах у Канетти.   Это и есть энантиодромия. Симметрия становится асимметрией. Даже чернае дыры исчезают – они испаряются. #228

Если вы в этом не уверены, подумайте о каком-нибудь из ваших сновидений. Сны делают это, потому что они говорят языком символов. И проекция тени зависит от бесконечности, используя сдвиг и уплотнение, замещение внешней реальности внутренней. Когда мы пытаемся расшифровать наши образы тени, поскольку мы не можем   расшифровать архетип, мы можем скатиться в бесконечный регресс. #147

24 Матрешки

Это как матрешки, только бесконечные. Например, когда мы думаем о влиянии пандемии на психику, мы понимаем, что внутри есть кто-то еще. Это злокачественное зеркальное отражение: Лакан мог бы сказать, что то, что происходит имагинально– сперва мы воображаем один кошмар, затем другой, и т.п. Это ведет к отчаянию.  #80

25 Изменение климата – ответственность перед будущими поколениями

Блокада Ленинграда – это прошлая коллективная травма. Пандемия – это травма нынешняя. Изменение климата – травма будущая. Никто понятия не имеет, сколько людей она убьет, вероятно, многие миллионы. Никто не может представить, как изменится мир.  Возможно, у нас у всех будет дача на тропических пляжах Новой Земли, а не в Крыму. Кто знает? Никто. Нас там не будет, но наши внуки  и правнуки будут. На нас лежит моральная ответственность перед будущими поколениями: вот почему я с несколькими друзьями создал книгу, которая называется «Психологи глубин и изменение климата». Большая часть книги посвящена тому, что у нас есть коллективная тень — человеческая жадность.

26 Посредине есть двери

Рисунок показывает место тени, порог. На латыни порог будет Limen, отсюда «лиминальный» — край. Я вырос на маленьком острове, а потому постоянно осознавал, где был край моего мира. Это был Атлантический океан. Сновидения лиминальны. И будущее тоже лиминально – не неизвестно, а непознаваемо, как непознаваемо {x} в символе.  Так же, как мы не можем видеть черную дыру, мы не можем видеть будущее, но мы можем видеть тень, которую оно отбрасывает.

27 Волки

Вот еще один коллектив – волчья стая. Это животные, на которых проецируется тень. Они живут в лесу, воспитывают потомство и охотятся. Что происходит, когда лес погибает или вырубается? Куда деваются волки?

28 Восстание  против вымирания

Мои родители помогли начать Движение за Ядерное Разоружение; я помогал «Восстанию против вымирания», и мои дети тоже. Этот коллектив работает с травмой до того, как она случится, как и движение за ядерное разоружение. Это политический активизм. Это способ вернуть себе проекцию тени: иметь надежду вместо отчаяния. Я полагаю, что волки делают это постоянно. Как и мы, они находят креативные решения архетипическим проблемам.   В конце концов, архетипы одинаковы для всех млекопитающих. Дело не в том, что мы связаны с миром природы. Мы являемся частью ее, как волки.  /

И символ может менять свое значение. То, что мы делаем с прошлыми, настоящими и будущими коллективными травмами, зависит от того, как мы формируем и используем символы.

29 Новый смысл как символ гомосексуалистов

Это советский плакат. Слева отважный космонавт держит серп и молот. Справа он тоже их держит, но его рубашка не красная, а всех цветов радуги, что, как вы знаете, является символом гомосексуализма.  Изображение почти то же самое, да не совсем. Вот так выглядят политические действия креативного бунта – это небольшие изменения в символе.

30  Измерение философского камня

Этот алхимический рисунок взят из книги «Аталанта Фугиенс, написанной Михаэлем Майером в 1617  году (Michael Meier. Atalanta Fugiens). Алхимик использует компас, чтобы нарисовать круг внутри квадрата внутри треугольника, внутри круга. Это математически невозможно. Его цель – нарисовать изображение философского камня, что невозможно. Философский камень – это символ, как Красный Флаг или Кельтский крест. Мы можем легко ошибиться и спутать знак и символ, повествование и дискурс, открытие систему и ее закрытие. Мы можем воспринимать коллективную травму как личную или проецировать персональную травму на коллектив. Мы все это делаем. Мы все можем быть овцами.#136

31 Выпас овец

Здесь мой друг Джон пасет овец на Ионе. Овцы – это коллектив. Для овец жизнь- это одна коллективная травма.  Когда одна из них пугается, пугаются все. Пасти овец трудно, когда ты маленький. К счастью, куда идет одна овца, туда идут и все остальные.  Лишь одна из них должна двинуться. Может быть с коллективной травмой происходит то же самое? Если один может продолжать движение вперед, стать креативным, вместо того, чтобы застревать в горевании, остальные могут последовать за ним. Коллективное изменение происходят с одним человеком в один момент времени.  Так анализ меняет культуру – по одному человеку за раз.  Люди – не овцы. Мы являемся пастухами друг для друга и для будущих поколений.

34 Энантиодромия  

Травма вызывает информационную потерю – она создает черную дыру в психике. Это влияет на то, как мы формируем и используем символы. Это загоняет их в забытье, в тень. /

Но наша психика постоянно меняется. Она может меняться креативно, политически, социально и персонально. Игра с символами – такими, как этот – древний китайский символ Тао, делает возможными изменения.  Тао – это изменение. Быть Тао – это мудрая реакция на коллективную травму.Как Юнг говорил про тень, мы должны владеть ею. Тогда мы ее имеем, а не она нас.   /

Благодарю за внимание!